Стадченко: медстраховщик — эффективный защитник прав граждан в системе ОМС
15.12.2016 | Просмотров: 3008
О перспективах развития системы обязательного медицинского страхования в 2017 году в интервью РИА Новости рассказала председатель Федерального фонда ОМС Наталья Стадченко. — Правительство приняло решение оставить в Фонде по итогам 2016 года непотраченные средства в размере более 90 миллиардов рублей, причем они должны быть направлены на повышение зарплаты врачам в рамках «майских» указов. Каким образом и когда это произойдет? — В настоящее время в бюджете ФОМС на 2016 год предусмотрена дотация федеральному бюджету в размере 91,2 миллиарда рублей. Эти деньги Фонд должен направить в федеральный бюджет после исполнения всех своих расходных обязательств. Соответствующие изменения в бюджет текущего года уже приняты в третьем чтении Госдумой, а 14 декабря рассматриваются Советом Федерации. Одновременно с этим документом сенаторы рассмотрят бюджет ФОМС на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Исключение указанной дотации из расходов бюджета Фонда высвобождает средства, позволяющие покрыть дефицит бюджета Фонда в 2017 году и реализовать целевые показатели выполнения Указа президента РФ по повышению заработной платы медицинских работников. Эти средства учтены в проекте федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». — Как изменятся основные параметры доходной и расходной части бюджета по сравнению с нынешним финансовым годом? — Как и в предыдущие годы, доходы бюджета Федерального фонда будут формироваться в основном за счет поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование: в 2017 году на 98,4%, в 2018 году — на 99%, в 2019 году — на 99,9%. С 2017 года администрирование страховых взносов будет осуществляться налоговыми органами, имеющими несколько большие, чем ПФР, полномочия в налоговой сфере, в связи с чем и ожидается увеличение собираемости взносов. Размер субвенции, направляемой для реализации территориальных программ ОМС, в 2017 году составит 1537,2 миллиарда рублей, в 2018-м — 1793,5 миллиарда рублей, а в 2019-м — 1886,5 миллиарда рублей. Субвенция обеспечит предусмотренный Программой госгарантий бесплатного оказания медпомощи подушевой норматив в 2017 году в размере 8896 рублей — на 5,4% больше, чем в текущем году. Предусмотрен и дальнейший рост этого показателя: 10379,3 рублей — в 2018 году (рост на 16,7%), а в 2019 году больше еще на 5,2% — 10917,1 рублей. Объем субвенций предусматривает выполнение Указа президента от 7 мая 2012 года № 597 в части повышения заработной платы медицинских работников. В таких же объемах, как и в 2016 году, на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете Федерального фонда планируются обособленные целевые средства на 2017-2019 годы в размере 96,7 миллиарда рублей ежегодно. Программа «Земский доктор» также будет продолжена. На 2017 год в бюджете Фонда предусмотрены ассигнования в 3,2 миллиарда рублей на предоставление единовременных компенсационных выплат в размере 1 миллиона рублей медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа. — Главная задача, решение которой должен обеспечить бюджет ФОМС — финансирование базовой программы ОМС. Как изменится сама программа, что нового в ней будет в 2017 году? — При формировании базовой программы ОМС на 2017 год приоритетными остаются задачи развития профилактического направления, экстренной и неотложной медицинской помощи, повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи: в базовую программу обязательного медицинского страхования дополнительно включаются 4 метода ВМП. Будут изменения в способах оплаты медицинской помощи. Базовая программа ОМС-2017 предусматривает усовершенствование хорошо зарекомендовавшей себя системы оплаты за законченный случай в стационарных условиях. Но при апробировании этого способа оплаты выявились нюансы, требующие «доводки» механизма: и теперь он дополняется методикой расчета оплаты прерванных случаев диагностики и лечения (сверхкороткий, преждевременная выписка, перевод и т.д.), которые раньше не имели легального нормативного решения. Уточню, что Программа-2017 будет отражать современные тенденции, которые сегодня называют пациентоориентированностью системы организации оказания медицинской помощи: территориальные программы должны в обязательном порядке включать условия работы системы защиты прав застрахованных при получении ими медицинской помощи. — В системе ОМС с 1 июля появился институт «страховых представителей». До этого во всех регионах были запущены контакт-центры с горячими линиями для оказания правовой поддержки застрахованным гражданам. По Вашему мнению, люди уже увидели положительный эффект нововведений? Стали ли страховые компании серьезнее заниматься защитой прав пациентов? — Действительно, институт страховых представителей трех уровней появился с 1 июля в системе ОМС. В полной мере он должен заработать с января 2018 года. Защитой прав пациентов страховые медицинские организации занимались и ранее. Все серьезные страховщики в тех или иных форматах создавали различные механизмы защиты своих застрахованных. Но, к сожалению, не все граждане об этом знали. Институт страховых поверенных — это один из завершающих шагов в создании унифицированной системы защиты прав застрахованных. Запуская этот проект с 1 июля, мы ставили целью показать людям, что первый и, что важно, самый эффективный, защитник их прав в системе ОМС — это страховая медицинская компания. Каждый застрахованный должен знать свою страховую медицинскую компанию, номер телефона своего страхового поверенного, чтобы обращаться к нему по всем вопросам. Для этого мы создаем все условия. С 1 июня, во всех регионах заработали контакт-центры с единой горячей линией для обращений граждан. Почти все они работают в круглосуточном режиме. Мы анализируем первые итоги работы этих центров в субъектах РФ. Процент решения вопросов тех, кто обратился сразу, по звонку, составляет 60-80%. Позвонившие сразу получают ответы на вопросы о получении полиса ОМС, о работе медицинских организаций, о том, какую помощь можно получить в рамках ОМС и в какие сроки, могут пожаловаться на нарушения (взимание платы, отказ в оказании медицинской помощи) и прочее. Даже за это короткое время специалисты контакт-центров отмечают, как меняется спектр основных вопросов, которые им задают по телефону граждане, и насколько грамотнее в правовом отношении они становятся. Теперь они все чаще ссылаются на законодательные и нормативные правовые акты, и это замечательно. |